На этой странице представлены некоторые мои рекомендации, которые
помогут Вам при наступлении страховых случаев не совершать ошибки в
общении со страховыми компаниями, чтобы не затруднить или сделать
невозможным получение страхового возмещения:
1. Всегда оставляйте у себя копии документов, которые вы сдаете в
страховую компанию. Если Вы их не оставите, то для подготовки
иска в суд потребуется дополнительное время и силы на сбор таких
документов. Прежде всего, это касается документов ГИБДД и
отчетов об оценке. При этом некоторые страховые компании
невозможно заставить выдать копии ранее принятых ими
документов. Поэтому, пока они в Ваших руках, не поленитесь —
снимите с них копии и заверьте их отметкой страховой компании о
принятии, с указанием даты, должности и подписи сотрудника,
принявшего документы.
2. При сдаче документов в страховую компанию требуйте реестр
(опись) сданных документов с отметкой о дате каждого
предоставленного документа. Это поможет в будущем при
возникновении претензий к страховой компании доказать, что Вы
все сделали правильно. Иногда бывает, что при ответе на
претензии страховые указывают, что сданы не все необходимые
документы, хотя граждане их сдавали. Однако доказать факт
передачи граждане не могут, так как у них нет документального
подтверждения этого. Кроме того, только на основании реестра
переданных документов, возможно установить конкретную дату, с
которой начисляется начисление неустойка в случае нарушения
сроков выплаты страхового возмещения.
3. Никогда не слушайте сотрудников страховых компаний,
отговаривающих Вас писать заявление о выплате в связи с тем, что
Ваш случай якобы не является страховым. Одни мои клиенты
рассказывали, что им в отделе урегулирования убытков страховой
компании рекомендовали не писать заявление на выплату по
КАСКО по трещине на стекле для того, чтобы размер страховки на
следующий год не увеличивался, уверяя при этом, что сейчас за
стекла вообще не платят. И люди поверили, несмотря на то, что по
правилам страхования данной компании случай однозначно
является страховым. При этом людей ввели в заблуждение
дважды. Второй раз по поводу размера страховой премии на
следующий год, которая не изменяется, если не было выплаты. На
самом же деле факт подачи заявления на выплату значения не
имеет, а имеет значение только факт выплаты, дата выплаты.
4. Не ремонтируйте автомобиль до проведения независимой
оценки. Оценка по направлению страховой компании не всегда
объективна. Если размер страховой выплаты Вас не устроит, то
необходимо будет самим организовывать независимую оценку.
Конечно, её можно сделать и по документам первичной оценки,
проведенной или организованной страховой компанией. Но в этом
случае могут возникнуть определенные трудности. Во-первых, это
получение в страховой акта осмотра (этот документ идет в основу
отчета об оценке). По договорам КАСКО это практически нереально.
Во-вторых, в акте осмотра могут быть не указаны некоторые
повреждения Вашего автомобиля, или же сделан некорректный
вывод о необходимых ремонтных воздействиях. В этом случае
доказать обратное, по уже отремонтированному автомобилю,
практически невозможно. Если Вы всё же не намерены ждать
выплаты, и хотите поскорее отремонтировать свой автомобиль, то
сделайте хотя бы осмотр автомобиля в заслуживающей доверия
оценочной компании, с уведомлением страховой. Осмотр и
составление акта осмотра стоит недорого. Однако, на основании
этого акта осмотра, Вы в любое время сможете заказать отчет в
случае не устроившей вас суммы выплаты. Кроме того, при
положительном исходе дела, расходы на независимую оценку
возможно взыскать со страховой компании-ответчика в судебном
порядке в качестве судебных расходов.
5. Никогда не уезжайте с места ДТП, если Вы хотя бы не
урегулировали с другими участниками ДТП материальные вопросы,
зафиксировав их согласие письменно. Кодекс об
административных правонарушениях РФ предусматривает
ответственность за оставление места ДТП только в виде лишения
прав или административного ареста. И то, и другое — очень
серьёзно. Нередки случаи, когда водители даже не замечают, что
они кого-то задевают, а потом в суде им практически нереально
избежать ответственности. Кроме того, для сотрудников ГИБДД
участник, скрывшийся с места ДТП, всегда является виновником
аварии. А что касается страхования по ОСАГО, оставление
водителем места ДТП является основанием для взыскания с него
выплаченной страховки в регрессном порядке.
6. Сразу после ДТП зафиксируйте на фото и видео все
обстоятельства происшествия, опросите очевидцев, возьмите их
контакты, попросите стать свидетелями. Это прежде всего касается
местоположения автомобилей и их повреждений. Запишите данные
очевидцев происшествия и настаивайте, чтобы сотрудники ГИБДД в
оформляемых ими документах внесли данные о свидетелях ДТП.
Всё это впоследствии может пригодиться — как при возникновении
споров по виновности в ДТП, так и при спорах в случае отказов
страховых компаний произвести выплату страхового возмещения.
7. Срок исковой давности по ОСАГО — 3 года, а по договорам
добровольного имущественного страхования (КАСКО) — 2 года. В
этих временных рамках Вы имеете право предъявить свои
претензии к страховым компаниям, даже если автомобиль уже
отремонтирован или продан.